Новости

Алексей Гисак: Как правильно клонировать франшизу

Алексей Гисак: Как правильно клонировать франшизу

Много предпринимателей сотворив свое первое и удачное детище в бизнесе, задумываются о его клонировании. Если они об этом не думают, то за них подумают другие. Все это кажется настолько очевидным, что не стоит упоминаний, но это не так.

Когда вы задумались о франшизе, посмотрите на свой бизнес с другого ракурса. Есть ли у вас то, что можно будет масштабировать кроме товарного знака и уникального продукта, который вам, конечно, кажется таковым. Самое главное, есть ли у вас системность и управляемость? Если вы отключите все свои телефоны, пропадете на неделю, не завалится все ваше производство? Коль такие процессы у вас не систематизированы, ваша торговая марка не готова еще к франчайзингу.

ТАК ЗА ЧТО ВСЕ ТАКИ ПЛАТИТ ФРАНЧАЙЗИ?
Они отдают деньги за систему, которая позволит ему повторить тот же успех. Но этот успех может быть сомнительным, дела могут хорошо идти просто по стечению обстоятельств. Потому, первый клон может быть провальным, из-за разных ошибок, как со стороны продающего, так и со стороны покупающего франшизу.

ПАРТНЕРЫ ФРАНШИЗЫ ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬ КОРПОРАТИВНЫЕ ПРАВИЛА БРЕНДА
Моя задача — сделать так, чтобы клоны работали не хуже первой точки, чтобы франшизы ничем не уступали изначальной версии. Перед тем как создать пакет по франшизе убедитесь, что у вас все возможные процессы оптимизированы и налажены до автоматизма. Если же есть пробелы или неполадки — устраняйте их, не маскируйте, они вылезут при масштабировании.

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА — ЭТО ПУТЬ В НИКУДА
Во всех ваших бизнес-процессах должны быть функции, а не люди. Со временем, вы можете столкнуться с проблемой незаменимого сотрудника, потому что на нем будут все процессы, и только он один получал в них опыт. Приходите к взаимозаменяимости, когда ваши сотрудники могут выполнять одну и ту же работу с минимальными трудозатратами. Система должна порождать эффективных сотрудников, а не наоборот.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Внедряйте в работу простые и гибкие инструменты, для стандартизации. Например, у моих сотрудников в технологической карте написано, что соевого соуса добавлять нужно 20 мл, а основного 80 мл. Решением будет создать половники такого же объема, чтобы сократить времязатраты и оптимизировать работу. Чем меньше повар будет думать о системе, тем лучше наладится рабочий процесс.

Когда вы разработаете стандарты, внедрите их в работу, доведете до автоматизма на уровне рефлексов, этот процесс можно называть систематизированным. С вашей стороны остается контролировать и проводить ситуативные тренинги.

Иногда, чтобы создать качественную франшизу, нужно для начала перенастроить собственные процессы. Чтобы минимизировать большую вероятность ошибок на местах, мы наладили поставки собственного продукта в виде полуфабрикатов. Собрать паззл из четырех элементов проще, чем производить его изначально.

ТЩАТЕЛЬНО ВЫБИРАЙТЕ ПАРТНЕР ДЛЯ ФРАНШИЗ
Когда вы наладите рабочий механизм до идеального, вы столкнетесь с поиском или уже выбором своего партнера. Ошибка может стоить вам много. Есть много примеров, когда закрытие одной франшизы привело к снежному кому аналогичных процессов. Провалы могут быть разными, но все то, что недоработал ваш партнер, повлияет и на вас. Опыт меня научил, что подбирать партнеров стоит в торговле, сфере питания и услуг. Если ваш бизнес ориентированный на человека, качества полученные в этих сферах очень понадобятся.

Поделиться этим:

Тимур Разин

16 июня 2016

Комментарии:

Open

Посетите наш новый сайт, там все понятнее и удобнее!